г. Москва 8-985-341-66-96
Обратный звонок


Сообщение:

Печь в древнерусской мифологии

Печь в древнерусской мифологииВ старых русских избах печи всегда находились во главе дома. Благодаря такой печи люди получали тепло и готовили еду, на ней спали, в ней всегда поддерживали огонь. Даже в русских народных сказках не обходилось без упоминания о такой чудо-печи.

Огонь в печи воспринимался старорусским народом как живое создание. Его олицетворяли с царем. Женщины всегда старались держать печку в чистоте и соблюдали магические обряды, связанные с ней. К примеру, новую корову, приведенную в дом, впервые кормили на печной заслонке. Печь в древнерусской мифологииСчиталось, что таким образом она начнет хорошо относиться к новому дому. Новорожденных телят подвергали такой же процедуре. Еще один пример, когда из печи доставали приготовленный хлеб, в печь бросали полено. Это делалось для того, чтобы в печи всегда был хлеб. На ночное время в печь закладывали полено и ставили на нее горшок с водой. Считалось, что так у печи и огня была необходимая пища и питье.

В те времена бытовало мнение, что огонь из печи заживляет раны и порезы. Достаточно было кусочек окровавленной тряпочки или бинтика повесить на небольшом расстоянии от огня. Считалось, что вместе с высыханием тряпочки и кровь останавливалась.

Много мнений и поверий было связано и с прогоревшими головешками. В частности, если поленья выстреливали из печки, это было добрым знаком. Если же они просто падали из печки, то это было к скорым гостям.

С использованием печи существовали и правила, которые надо было строго соблюдать. Так, если в печи печется хлеб, то садиться на печь было запрещено. Иначе тесто могло испортиться. Когда налетала гроза, жители закрывали дымоход, чтобы нечистая сила не могла пробраться в дом и спрятаться в нем.

Дымоходная труба считалась именно тем местом, через которое печь была связана с нечистой силой. Помните сказки, в которых ведьмы вылетают из трубы или в трубу влезает черт? Достаточно вспомнить повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». А как описал Александр Сергеевич Пушкин момент, когда кума превратилась в ведьму:

И слышу, кумушка моя

С печи тихохонько прыгнула,

Слегка обшарила меня,

Присела к печке, уголь вздула

И свечку тонкую зажгла,

Да в уголок пошла со свечкой.

Там с полки скляночку взяла

И, сев на веник перед печкой,

Разделась донага, потом

Из склянки три раза хлебнула,

И вдруг на венике верхом

Взвилась в трубу — и улизнула.

Для чего только не служила труба. К примеру, считалось, что если позвать через такую трубу заблудившуюся скотину, то она обязательно придет домой. Так же считалось и с человеком. Якобы, если его позвать через печную трубу, он вернется домой с чужих краев.

Учитывая все это, к людям, которые сооружали печи, относились с некой осторожностью. Строители печей частенько шутили над хозяевами. Вот пример: когда возводилась печь, в нее ставили бутылку с ртутью и иголками. При растопке печи ртуть начинала бродить, иголки царапали стекло. Получались довольно-таки ужасные звуки. В народе такая проделка получила название «Посадить чертей в печку».

Или печники делали так: при установке печи один из кирпичей устанавливался так, чтобы печь при растопке постоянно выпускала дым.Печь в древнерусской мифологии

В древние времена даже сватовство не обходилось без использования печи. Перед тем, как договориться, сваха согревала руки у печи. Так оказывалось уважительное отношение к умершим духам, пытаясь заручиться их поддержкой.

Во время свадьбы вокруг печи водили хороводы, прикладывали к печи свои руки и после этого сваты становились близкими людьми.

Даже при похоронах не обходилось без русской печи. После погребения человека его родственники заглядывали в печь, чтобы попросить у него прощение.

Не менее интересен и тот факт, что по старорусским поверьям за печкой живет домовой, который заботится о благополучии в семье. И хозяева дома не забывали заботиться о домовом. Для этого они после ужина солили три раза горбушку хлеба, вставляли в нее монету и клали на печку. Рядом ставили полную чашку с водой. При этом произносились магические слова и хозяин дома кланялся печи три раза с трех разных сторон. После чего он сажал кошку на печь, якобы в дар домовому. Считалось, что после такой церемонии домовой был милостив к дому, в котором он живет.

Печь в древнерусской мифологии Многие, наверное, слышали и о том, что в русских банях тоже водилась «живность». Его называли Банником, который часто выступал в обличии кошки или собаки с огненно горящими глазами. Ему тоже отдавали почет. При растопке бани на печь бросали немного соли, а мертвую черную курицу приносили ему в жертву. Затем кости курицы зарывались в землю под порогом дома. Перед тем, как войти в баню, надо было приветствовать Банника и говорить ему спасибо за хороший пар. Также народ не забывал оставить воду в бане, чтобы Банник тоже мог искупаться.

Наряду с Банником в бане проживала и Банная старушка, которая оказывала помощь и поддержку роженицам, больным и немощным людям.

В крестьянском хозяйстве популярностью пользовался овин, в котором сушили снопы с хлебными колосьями. В центре овина располагалась большая печь. В овине также имелся свой хозяин – Овинник, который тоже живет в печи. Его представляли лохматым стариком, у которого глаза горели как угли. Бытовало и мнение, что Овинник похож на большого кота, иногда может перевоплощаться в медведя или барана. Он также охраняет домашнее благополучие и уберегает от бед. Считалось, если ему не угождать, то он может поджечь овин.