г. Москва 8-985-341-66-96
Обратный звонок


Сообщение:

Керамические изразцы для каминов и печей – цена удовольствия

«Изразец» – это керамические  плитки, являющейся разновидностью кафеля. Облицовка изразцами  используется для печей, каминов, фасадов зданий, стен, и т.д. Плитка и изразцы являются родственными понятиями. Сам термин «изразец» или «образец», применялся в русском государстве эпохи феодализма. В территории западноевропейских государств и в частности на территории Белоруссии данная разновидность керамических изделий известен как «кафель».

Внешний вид изразцов неординарен. Старинные изразцы  имеют название «горшковые» изразцы. В Древнем Риме эпохи средневековья использовались  прямоугольные изразцы, котоыре имели румпу в задней части изделия. (румпа — глиняная коробка для крепления плитки к стене).

«Горшковые» изразцы произошли из археологического слоя конца XIV – начала XVI в и изготавливались на гончарном круге. Ранние модели XIV — XV века формировались на ручном круге, где применялось значительное количество примесью крупнозернистого песка. Поздние модели XVI века изготавливались на ножном гончарном круге. Материалом служила  красножгущаяся  глина хорошего качества.

Позднее на смену «горшковым» пришли коробчатые изразцы, разделяются на четыре большие группы:

  1. Зелёные поливные рельефные (17 век)
  2. Полихромные расписные (18 век).
  3. Полихромные рельефные (17-18 век)
  4. Терракотовые, рельефные (16-18 век)

Технология изготовления коробчатых изразцов 16-17 веков намного сложнее технологии производства «горшковых», что показывает, совершено новый уровень гончарного ремесла в позднефеодальный период. Фронтальная пластина коробчатых изразцов нарезается в специальных формах, которые изготовлены из древесного либо глиняного материала. На матрице вырезался узор, который впоследствии передавался изразцу. Таким образом, изготавливаются изразцы для камина!

В древности красота изделий зависела исключительно от степени квалификации мастеров, резавших деревянные формы для изразцов. Само слово «изразец» означает то, что вырезано, а затем обработано.

Формовка коробчатого изразца проводилась в несколько этапов.

  • Мастер клал матрицу на гончарный круг, далее присыпал песок тонким слоем и заполнял сырой глиняной маской, которая по консистенции была вязкой и мягкой. После массу тщательно вминали во все неровности, а также мелкие углубления рельефа. Это нужно, для предотвращения образований пустот.
  • Когда форма полностью заполняется доверху, производится выравнивание верхнего слоя глины, при помощи правильца .Позже изразцовой пластине наращивают румпу, путем медленного поворачивания круга. После воздушной усадки, глина затвердевает и изразец снимается с формы, окончательно просушивается и обжигается.
  • Температура при обжиге равняется +700-7500 °C. Изразцы с поливой обжигаются при температуре больше +9500 °C. Для такого вида изразцов, используется несколько горнов. Дело в том, что нанесение поливы, требует повторного обжига, а наличие 1 обжигательной камеры не удовлетворяло мастеров. Горн имеет цилиндрическую форму, состоящий из 2-х камер, из которых нижняя была в роли топки.

Керамические изразцы очень сложны в изготовлении! В технике обжига очень важен каждый градус и время, потому как один состав  поливы при различных режимах обжига дат различную окраску. На Руси изразце было пять основных цветов:

  1. Белый;
  2. Желтый;
  3. Зелёный;
  4. Коричневый;
  5. Синий.

Изразцы для печей и каминов расцвечиваются при помощи глазури, эмали либо ангобы.

Глазурь – это тонкий (размер 0,1-0,3 мм.) стекловидный слой, который  наносится на поверхность керамического изделия и закрепляется путем обжига. Изразцы и другие керамические изделия защищает от загрязнения эмаль, а также предохраняет от появления. Эмали придают керамической плитке красочность и снижают проницаемость влаги. Стоит отметить, что правильно подобранная глазурь значительно повышает надежность всех керамических изделий. Глазуровать можно нерасписанные и расписанные изделия при помощи подглазурных красок и ангоба.

P.S. Глазурь наносится на поверхность изделия при помощи  кисти, а так же обливания и окунания.

Для окрашивания плитки в состав глазурей добавляются оксиды:

  • Железа (Fe2O3) –от желтого до коричневого цвета;
  • Кобальта (CoO) – придает синий цвет различные его оттенки;
  • Марганца (MnO) – придает фиолетовый, коричневый,  или розовый цвет;
  • Меди (CuO) – добавляет для получения зелёного и сине-зелёного оттенков;
  • Хрома (CrO3) – зелёный цвет;
  • Селенокадмиевые пигменты – от оранжевого до алого цвета;

Как только глазурь высыхает, изделие подвергают обжигу. Для предотвращения разрушения глазуревого слоя необходимо, чтобы изделия должны медленно остывать вместе с печью. Наверное, каждый хотел себе такую печь с изразцами, которая напоминает об атмосфере ушедших столетий.

Ангоба — это глина, которую разводят до консистенции, схожей со сметаной. Цветной ангобой украшают изделия, имеющие различное назначение:

  • Броши;
  • Бусы;
  • Кулоны;
  • Подсвечники;
  • Посуда.

Это лишь часть огромного списка, где применяется ангоба.

Разноцветную ангобу получают при помощи разных способов. Подбирают специальную природную глину, которую после процесса обжига окрашиваются в различные цвета. Натуральная ангоба имеет в основном теплую окраску:

  • Желтый;
  • Красно-коричневый;
  • Красно-оранжевый;
  • Серый.

Как правило, это приглушенные цвета.

Смешивая натуральную ангобу имеется возможность получить огромное количество оттенков. К тому же, необходимо прибавить беложгущуюся глину!

Приобрести глину, натуральной различной окраской, очень сложно, купить изразцы уже готовых цветов не составит труда, если имеется необходимый бюджет. Дело в том, что в палитре отсутствуют холодные цвета, такие как синий, зеленый  и черный. В таком случае, гончары солями металлов окрашивают белую глину в нужный им цвет.

В большинстве случаев, готовая ангоба имеет неопределённый цвет, после чего трудно поверить, что после процесса обжига ангоба приобретает нужный выраженный цвет. При помощи кисти или рожка на поверхность изделий наносят цветную ангобу.

Окраска ангобой выполняется до обжига, когда изделие еще находится в твердом состоянии. Дело в том, что подсохшее изделие не содержит то количество влаги, поэтому обеспечивает наиболее прочное соединение ангобы с изделием.

Как правило, роспись выполнятся на изделии, либо спустя процесс предварительной грунтовки при помощи белой ангобы. Дело в том, что настоящий цвет проявляется у ангобы после обжига. В большинстве случаев, многие изделия имеют приглушенную окраску. Чтобы добиться яркости и сочности цветов, нужно перед обжигом на ангобу нанести тонкий слой глазури.

Из древне, мастера подбирали материалы, которые хорошо сходятся между собой. Восточные заметили, что на лессовых глинах (богатых кальцием), преобладающие в Средней Азии, отлично «сидят» глазури и щелочные эмали. На их основе, окись кобальта и меди дают насыщенные голубые и синие оттенки. Русские мастера, выбирали глину в большинстве случаев красную, которая богата железом. На ней лучше держится глазурь и эмаль,  с большим содержанием свинца и олова. На их основе, те же окиси меди, но они дают не голубые, а зелёные оттенки. Таким образом, изразцы печные украшали русские избы.

Примеры каминов и печей с керамическими изразцами

Изразцы для печи — технология изготовления

Процесс ручного производства, на протяжении всех этапов требует соблюдения максимальной аккуратности, и точности соблюдения правил. Именно поэтому, цена на изразцы для печей столь завышена. В изготовлении изразцов каждое изделие уникально, поэтому не существует максимально идентичных изделий.

Технологический процесс производства очень сложен, где в сегодняшнее время задействованы  мастера нескольких сфер:

  • Глазировщики;
  • Литейщики;
  • Модельщики;
  • Художники.

Стадии технологического процесса:

  1. Изготовление гипсовой модели;
  2. Снятие формы
  3. Заливка формы глиной;
  4. Высушивание, промывание и зачистка
  5. Подгон изразцов между собой;
  6. Роспись;
  7. Глазирование;
  8. Обжиг.

Все это сделает современная команда мастеров, а вам лишь останется просто купить изразцы для печи, ведь мы живем в 21 веке, где можно все приобрести при наличии финансовых средств. В старину такие шедевры были не всем доступны.

Дело в том, что форма со временем стирается, поэтому для этого изготавливают гипсовую модель. Работа художника является самой интересной, ведь каждый изразец он наполняет определенным смыслом и стилем. Глазурь на изразец наносится аэрографом. Обжиг покрытий осуществляется в печах, где температура варьируется в зависимости от вида глины.

На сегодняшний день, технологический процесс облицовки каминов и печей изразцами осуществляется вручную, но с использованием различного автоматического оборудования. Цена на изразцы варьируется в зависимости от модели изделия.

Изразцы ручной росписи, позволяют использовать широкую цветовую палитру и яркие цвета, за счет добавления дополнительных веществ.  Сейчас можно купить изразцы для каминов  и печей, при заказе которых, цветовая гамма согласовывается с заказчиком. Возможно изготовление изразцов для печи по эскизам заказчика, в том числе фамильных гербов, вензелей и скульптурных портретов.