Изразцовые печи и камины на Руси в ХVII-XIX вв.
На Руси в XVII-XIX вв. народными мастерами создавались изразцовые печи и камины. Они не только отапливали общественные здания и жилые помещения, а так же служили украшением интерьера, именно поэтому в большинстве случаев топка находилась в соседней комнате.
В конце XVI в печи начали облицовывать изразцами. Даже были центры, где делались печные изразцы. Сначала изготавливались рельефные «красные» (терракотовые) изразцы, а потом на них располагали растительные и орнаментные узоры или сюжетные композиции. Как правило, зеркало печи белили. Лишь вначале 17 в. изразцы начали покрывать полупрозрачной «муравой» – зеленой поливой. К сожалению, до наших дней не сохранились ни «муравленые», ни терракотовые печи.
В 1650 году в гончарную мастерскую на Валдае пригласили белорусских мастеров, которые начали изготавливать рельефные многоцветные изразцы. Самых лучших умельцев перевели в Новый Иерусалим, а после истечения некоторого времени их пригласили в Московский Кремль в Оружейную палату. Через 20 лет московские гончары уже сами стали изготавливать рельефные многоцветные изразцы. Наши умельцы увеличили количество элементов на изразцах и изменили сюжетные изображения. После этого появилась реальная возможность делать печи особенно богатыми при помощи облицовки этими изразцами.
17 век по праву считают «Золотым веком» расцвета производства, особенно последние его 25 лет. До наших дней в Москве сохранились печи тех лет, которые восхищают высочайшим художественным уровнем. Самая ранняя из сохраненных печей двухъярусная и облицована рельефными многоцветными изразцами. Годами позже появились печи, облицованные уже четырехизразцовыми клеймами, а печь конца 1690 г. была трехъярусной и облицована клеймами с более сложным рисунком.
В XVIII веке рельеф изразцов стал плоским, и появились изображения медальонов, геральдических щитов, портретов и примитивной росписи, которая усложнялась с каждым годом, пока не перешла в сюжетную. Эти печи сохранились в церкви Троице-Сергиевой лавры. А в середине этого века начали появляться многоцветные изразцы с пояснительными подписями к сюжетам. На красной площади в музее «Покровский собор» стоит печь, которая облицована изразцами с сюжетной росписью. Эта трехъярусная печь имеет скромные пояса, цокольную и венчающую части, объемная структура которой очень близка к началу XVIII в. хотя роспись на изразцах довольно сложная.
Изразцы раппортного и коврового характера стали изготовляться лишь в конце XVIII века, тем самым увеличилось количество изделий для печного набора. Начали появляться в оформлении печей сложные детали, такие как профильные горизонтальные пояса, колонки, а также довольно сложные завершения. Сохранилась интересная печь украшенная изразцами крупной многоцветной росписью, которая напоминает небольшой павильон в парке с деталями барачного типа. Эта печь стоит в Волковских палатах и возможно, что ее изготовили мастера, которые выполняли печи для Анненгофского дворца по заказу Растрелли в Москве.
В Суздале сохранились печи конца XVIII века, которые облицованы изразцами, характерными для печей начала этого века двухцветными и с подписями, сложная структура которых резко отличается от всех предшествующих изразцов, а так же имеется перенасыщенность мелкими деталями.
В Троице-Сергиевой лавры в Царском чертоге, а также в Митрополичьих покоях сохранились уникальные изразцовые печи очень больших размеров. Все они трехъярусные, имеют высокие цоколи, раскрепованные горизонтальные пояса и украшены колонками и весьма богатыми завершениями. В них имеются на зеркалах ниши, которые предают особую стройность пропорциям печей. Особую нарядность печам придают изразцы яркой цветовой гаммы.
Совсем другого характера украшают интерьеры государственного музея керамики изразцовые печи XVIII века. В «Усадьбе Кусково» стоит изысканная печь выполненная мастерами усадьбы Шереметьева П.Б. В росписи изразцов классического типа чувствуется рука талантливых художников вышедших из семьи Аргуновых, чрезвычайно популярных в свое время.
Пропорции печей в конце XVIII века становились все ближе к классическому стилю, сюжетная роспись заменялась росписью орнаментального характера, которые наносились на двухцветные печные изразцы. Зеркало печей украшалось изображениями корзин с цветами, крупных ваз, а так же рисунками цветов и гирлянд.
В XIХ веке художественные изразцы потеряли свою актуальность, а на их место пришли более дешевые, рассчитанные на большое число потребителей менее выразительные изразцы. Краски теряли свою яркость, приобретало упрощенный характер роспись и, в конце концов, художественные изразцы окончательно исчезли. Их заменила фабричная продукция, которая была лучше по техническим качествам, но уступала в эстетической выразительности, которую могли предать изразцам только истинные народные умельцы. И только заказав художественную изразцовую печь можно было любоваться настоящим произведением искусств.